Минэкономразвития предложило Агентству стратегических инициатив (АСИ) переписать дорожную карту «Совершенствование оценочной деятельности» (копия письма есть у «Ведомостей»). Ведомство считает, что определять кадастровую цену должно фактически само же государство, а регулироваться она должна отдельным законом (проект поправок в закон об оценочной деятельности размещен на regulation. ). АСИ пока не ответило Минэкономразвития, рабочая группа по этому вопросу еще не собиралась, говорит представитель агентства.
Цена кадастра
На подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2012 гг.)» было выделено 41, 6 млрд руб. из федерального бюджета. По данным Счетной палаты, половина из них была потрачена с нарушениями – 2, 5 млрд руб. составили нецелевые расходы, 5, 8 млрд израсходовано неэффективно, еще 8, 2 млрд – «безрезультатные расходы», а 5, 1 млрд Росреестр вообще не имел права тратить. На повышение качества данных кадастра в ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 гг.)» выделено более 3, 5 млрд руб.
Сейчас кадастровую оценку проводят частные компании, а заказывают региональные и местные власти. За качеством оценки следят саморегулируемые организации оценщиков. После того как заказчик утвердит оценку, Росреестр вносит данные в Государственный кадастр недвижимости и передает в ФНС. С 2015 г. кадастровая стоимость применяется для расчета налога на имущество для физических лиц в 28 регионах, остальные должны перейти до 2020 г. Налог на имущество организаций рассчитывается с кадастровой стоимости с 2014 г.
Действующая система кадастровой оценки показала свою неполноту, растет число споров, сообщает представитель Минэкономразвития. За семь месяцев 2015 г. в судах было 3831 такое дело, по данным Росреестра. Половина из обращений не рассмотрена и 31% удовлетворен. Проблемы не только с ценой, но и с границами участков, констатирует партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский.